пт, 19 апр.
03:38
Астрахань
+17 °С, ясно

Астраханский театр оперы и балета представил спектакль Carmina BuranaНовость

20 октября 2014, 10:00

На сцене Астраханского театра оперы и балета состоялась долгожданная премьера спектакля по произведению Карла Орфа Carmina Burana. Композитор сочинил музыку на стихотворение из одноимённого манускрипта XIII века. Лейтмотивом кантанты является всевластие и переменчивость судьбы:

О Фортуна, лик твой лунный

Вечно изменяется:

Прибывает,

Убывает,

Дня не сохраняется.

Художественный руководитель театра Валерий Воронин и хореограф Константин Уральский попытались взглянуть на популярное произведение под новым углом. Для постановки спектакля был специально приглашён известный сценограф Теодор Тэжик, известный как художник-постановщик фильмов «Сказка странствий» и «Кин-дза-дза». Carmina Burana является одной из сложнейших для воплощения: очень нелегко органично соединить балетное и оперное искусство, поэтому кантанта зачастую предстаёт перед зрителем или как бессюжетный балет, исполняемый под фонограмму, или как концертное исполнение без участия танцующих актёров. Однако руководители проекта блестяще синтезировали два таких несхожих искусства: в течение спектакля балет плавно перетекал в сольные выступления оперных артистов.

К декорациям режиссёр также подошёл нестандартно: в первую очередь он отказался от традиционного элемента декораций – колеса Фортуны. Однако основная тема – цикличность бытия и переменчивость Госпожи Удачи была воплощена с помощью танцевальных приёмов. Балетные приёмы отличались большой образностью и были понятны без слов, поэтому руководители проекта отказались от подстрочного перевода.

В целом спектакль прошёл под эгидой минимализма, даже аскетизма. В течение всего спектакля использовался лишь один задник, на котором с помощью прожекторов были начертаны символы мальтийского креста и жерновов. Реквизит также не отличался большим разнообразием: на сцене были расположены «каменные» блоки, которые перемещались самими артистами в зависимости от развития событий. В течение спектакля они превращались то в античные колонны, то в ложе для влюблённой пары.

События развивались очень стремительно, замедляясь, и вновь ускоряясь с неистовостью вперёд, не давая зрителям оторвать глаз от происходящего на сцене. Госпожа Фортуна в очередной раз улыбнулась создателям: спектакль был воспринят зрителями с большим воодушевлением. Премьера оказался яркой, насыщенной, авангардной и вместе с тем не лишённой юмора.